Учебный план

 Учебный план 

 

 

 

Пояснительная записка к учебному плану  непосредственно-образовательной деятельности в МБДОУ детского сада

№ 11 «Колобок»

на 2018-2019 учебный год

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колобок» (далее МБДОУ) работает в режиме пятидневной рабочей недели.

Учебный план (далее План НОД)  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада   №11 «Колобок» (далее МБДОУ) состоит из учебного плана организации непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) для детей от 2-х до 7 лет на основе  примерной общеобразовательной программы  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

План и расписание НОД  разработаны в ДОУ    в соответствии:

— Законом Российской Федерации от 29.12.1012 № 273-ФЗ «06 образовании»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 за №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

—     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

— Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03,2000 М 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах  обучения»;

— Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

В Плане НОД предложено распределение количества образовательной деятельности, дающее возможность  использовать модульный подход, основанный  на принципах дифференциации и вариативности.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки воспитанников, включая реализацию дополнительных программ,   соответствует нормативам, обозначенным в СанПиН 2.4.1.3049-13.

В структуре Плана НОД выделена инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть:

— инвариантная (обязательная) часть  составляет не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.

— вариативная (модульная) часть составляет не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству, содержанию  и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть сформирована ДОУ  с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. Инвариантная часть реализуется через обязательную непосредственно образовательную деятельность, вариативная — через  региональный компонент.

В Планы НОД включены пять образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое развитие

Реализация Плана НОД предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В Плане НОД отражено соблюдение минимального количества НОД на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы – региональный компонент —  входят в объем максимально допустимой нагрузки.

Приоритетным направлением в работе детского сада является познавательно-речевое развитие детей, которое осуществляется в ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Приоритетное направление прослеживается в самостоятельной деятельности детей, в совместной  деятельности детей и взрослых и просчитано в основной общеобразовательной программе дошкольного образования

В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными  областями:

— Познание (исследовательская деятельность, математика, природный мир, познание свойств и качества предметов);

— Развитие речи, подготовка к обучению грамоте;

— Чтение художественной литературы;

— Социализация (игровая деятельность, формирование элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и  сверстникам, познание себя и других);

— Труд (ценностное отношение к труду);

— Безопасность;

— Музыка;

— Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд, музыка);

— Физическое развитие;

Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени на непрерывную непосредственно образовательную деятельность.

Познавательное развитие предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений  о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,  о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Реализация  познавательного развития во всех возрастных группах осуществляется через специально организованную деятельность, а так же во время  совместной деятельности воспитателя с детьми.

 

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Реализация речевого развития  также  осуществляется за счет специально организованной деятельности с детьми в старших группах, в младших – в игровой деятельности, и в процессе общения со взрослыми.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок  ценносто-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; сформирования элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной).

Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счет специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, также через интеграцию с другими областями.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усиление норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения  и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе  связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,  как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук; формирование начальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

Реализация направления физического развития реализуется за счет специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности. В направление «Физическое развитие» также входят специально организованные занятия по познавательной области «Здоровье», начиная со 2 младшей группы. Знания, касающиеся здоровья, формируются в процессе общения со взрослыми,  во время совместной деятельности со взрослыми, в режимных моментах.  НОД физическая культура проводятся с учетом групп здоровья интересов и потребностей детей 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Занятия  проводятся инструктором по физической культуре 2 раза в неделю. Одно занятие физической культурой проводится воспитателями групп в форме подвижных игр  или развлечений на воздухе, если позволяет погода, или в зале.

 

Учебный план рассчитан на период  с 1 сентября по 31 мая.   С 1 по15 октября и с 15 по 31 мая проводится педагогическая диагностика уровня усвоения  воспитанниками основной общеобразовательной программы.

Летний оздоровительный период начинается с 01.06. по 31.08.2019 г.

(13 недель). В летний период допускается организованная деятельность по физической культуре и музыкальному воспитанию.

 

В соответствии с санитарными нормами продолжительность занятий от 10 минут в  первой младшей группе  и до 30 минут в подготовительной группе.

Перерыв между занятиями не менее 10 минут.  В середине занятия статического характера предполагается физпауза или физминутка.

 

Нерегламентированная совместная  и самостоятельная деятельность осуществляется в рамках требований Временных государственных образовательных стандартов и включает работу по развитию навыков личной гигиены и самообслуживания, воспитание навыков культуры поведения и общения, стимулирование художественно-творческой активности в различных видах деятельности с учетом самостоятельного выбора, развитие двигательных навыков.

 

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности:

 

В младшей группе — 10 — 15   минут;

В старшей подгруппе    —  20 — 25   минут;

В подготовительной — 25 — 30 минут

 

Количество проведения непосредственно образовательной деятельности

ежедневно:

В младшей группе —   2 занятия

В средней подгруппе      —   2 занятия

В старшей подгруппе    —    3 занятия

В подготовительной   — 3 занятия

 

 

Общая нагрузка (количество обязательной НОД в неделю) инвариантной части  плана по всем направлениям развития составляет

В  младшей   — 10 занятий

В старшей       — 14 занятий

В подготовительной — 15 занятий

 

Общая нагрузка (количество НОД в неделю) инвариантной и вариативной части плана по всем направлениям составляет:

В младшей группе — 10 (СанПиН –     1 ч 40 минут)

В старшей подгруппе    —  14 (СанПиН      4 ч 40 минут)

В подготовительной  — 15 (СанПиН –  7ч  30 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план МБДОУ детского сада № 11 «Колобок»

 

Направления развития и образования детей Виды непосредственно образовательной деятельности Младшая группа Старшая подгруппа Подготовит. подгруппа
Количество  НОД в неделю
Инвариантная часть (обязательная 80%)
Познавательное развитие;

речевое

развитие

Формирование

элементарных математических

представлений

1 2
Познавательное развитие, речевое развитие Развитие речи 1
 Ребенок и окружающий мир 1 2 2
 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте 1 1
 Развитие речи и ознакомление с художественной литературой 1 1 1
Экология

 

 —  —
 Конструирование

Ручной труд

1

 

1 1
Физическое развитие Физкультурное 2 3 3
Социально-личностное развитие Развитие игровой деятельности Данный вид работы реализуется через совместную деятельность детей и взрослых (игры, беседы, проекты, тренинги)
Развитие комуникативности
Художественно – эстетическое развитие Музыкальное  2 2 2
Рисование 1 2 2
Лепка 1 0,5 0,5
Аппликация 0,5 0,5
Итого   10 14 15
                                     Вариативная  часть (формируемая в ДОУ 20%)
Кружок «Цветные ладошки» 1 раз в неделю во 2 половине дня 0,5 0,5
Итого   10 16 17